На неделе в лентах мелькала новость про водителя троллейбуса, который возит бесплатно детей за хорошие отметки полученные в школе. Скажите молодец мужик? Может быть... отчасти. Я не скажу, что он не молодец, так как его поведение типично... к сожалению. Именно к сожалению и вот почему
Дело в том, что этот водитель, как и многие, уровень знаний определяет по формальному признаку - "оценкам". 5 - отлично, 4 - хорошо, 3 - ну что тут объяснять, все понятно.
Но не менее понятно, всем кто учился... реально учился, что полученная "оценка" не всегда соответствует уровню знаний. В лучшем случае - это формальный показатель подготовки ученика, а отнюдь не реальный уровень его знаний.
Кроме банального списывания, подсказок и "попаданий в тему" (когда спросили то, что знаешь), нельзя упускать и то, что учитель (каким бы объективным он ни был... улыбнуло? сколько у нас преподавателей - высоких профессионалов? ;) ) - человек, личность которого играет определенную роль в оценке ученика, вносить в нее субъективность. И это неизбежно...
"Оценка" необъективна. Она часто "натягивается", а порою не в состоянии охватить знания ученика-вундеркинда. Мания хороших оценок стимулирует ученика не к получению знаний, а к поиску способов получение высоких баллов.
Отличный пример - "Приключения Шурика", где для сдачи экзамена студент, вместо того, чтобы заниматься предметом, создал очень крутую по тем временам радиоаппаратуру для... списывания.
Ориентировании с детства на формальную оценку, в нашем случае знаний, логично приводит в зрелом возрасте на легкость принятия формализма, как основного принципа работы (не на реальный результат, а на отчет)...
А мы вот сидим и думаем, почему же у нас все так.. не так как хотелось бы?...
А может все из-за этого? ;)
Journal information