a_tushin (a_tushin) wrote,
a_tushin
a_tushin

Великие двуликие



Все, наверняка, слышали про «технологии двойного назначения», а я хочу предложить вашему вниманию рассказ про крупнейшие фирмы прославившиеся выпуском продукции как военного, так и гражданского назначения.

1. Boeing

Boeing основана в начале ХХ века Уильямом Боингом. Страсть к полетам зародилась в нем после посещения выставки в Сиэтле в 1909 году (через 6 лет после полета братьев Райт), где он увидел дирижабль. Боинг загорелся желанием прокатиться на этом чуде техники, но ему удалось это осуществить лишь в 1915-м, что стало поворотным моментом в его судьбе. 34-летний Боинг купил в Лос-Анджелесе гидроплан, научился его пилотировать, вернулся на нем в Сиэтл и с тех пор уже не расставался с самолетами. В 1916 году Боинг основал компанию Pacific Aero Products (позднее переименована в Boeing Airplane Company), куда инвестировал баснословную по тем временам сумму — 100 тысяч долларов.

Первое время новое дело приносило одни убытки, но бизнесмен не отчаивался. И в 1917-м получил крупный заказ на 56 самолетов от армии США. Строить первые деревянные аэропланы Боингу помогали знания, полученные в Йельском университете, и участие в лесозаготовительном бизнесе, доставшемся в наследство от отца. Конец Первой мировой принес новые заботы: лишившись заказов от военных, компания оказалась на грани финансового краха, пришлось спешно перестраивать производство под выпуск катеров, мебели и другой продукции. Но клепать боевые самолеты фирма не перестала, и во время Второй мировой войны с конвейера сошло огромное число бомбардировщиков.

В настоящее время концерн производит не только гражданские и военные самолеты, но и вертолеты, крылатые ракеты, спутники и системы связи. Заводы Boeing работают по всему миру, но ключевые мощности находятся в США — в штатах Калифорния, Вашингтон и Миссури. В корпорации 170 тысяч сотрудников. Выручка за 2015 год составила более 96 миллиардов долларов, прибыль — 5,2 миллиарда.

2. Mitsubishi

Это одна из мощнейших и старейших в мире промышленно-финансовых корпораций. В 1870 году 35-летний потомок самураев Ятаро Ивасаки основал судоходную компанию Tsukumo Shokai Shipping, переименованную впоследствии в Mitsubishi Mail Steamship Company. Начинал Ятаро с аренды трех пароходов у клана Тоса, в судовладельческой компании которого он работал.

Знаменитый логотип создан на основе фамильных гербов Ивасаки и Тоса, а название Mitsubishi переводится как «три бриллианта». В течение нескольких десятилетий компания Ятаро превратилась в крупную корпорацию, одну из тех, что в Японии называют дзайбацу. Отличительная их черта — многопрофильность. В начале XX века сфера интересов Mitsubishi уже простиралась далеко за пределы судостроительной отрасли: компания занималась металлургией, нефтепереработкой, производством повседневных товаров, страхованием, торговлей недвижимостью и даже владела пивоварней.

Основной задачей самурайских концернов в то время было обеспечение военной мощи государства, поэтому Mitsubishi снабжала армию и флот двигателями, судами, а впоследствии самолетами и другой техникой. В 1917-м корпорация начала выпускать легковые автомобили, но свернула производство из-за отсутствия спроса. Корпорация сконцентрировалась на двигателях, разработке и выпуске автобусов и грузовиков. В 1934 году активы группы объединили в Mitsubishi Heavy Industries.

После Второй мировой пятый президент Mitsubishi Коята Ивасаки продал почти половину акций частным инвесторам. По указанию стран-победительниц Mitsubishi была разделена на 44 самостоятельные компании, лишь небольшая часть которых в 1950-е годы, после оккупации, слилась в единую группу. В 1960-е в ее составе появилось подразделение по выпуску легковых автомобилей, а в 1970 году создается отдельная «дочка» — Mitsubishi Motors.

Сегодня Mitsubishi Group объединяет десятки компаний, производящих суда, самолеты, легковые автомобили, грузовики и автобусы, электронику. Имеются активы в металлургии и логистике, финансовые структуры. Выручка Mitsubishi Motors за первое полугодие 2015 года составила 8,9 миллиарда долларов, прибыль — 435 миллионов. Совокупный оборот всех компаний группы Mitsubishi достигает 10 процентов ВВП Японии.

3. Росатом

Российская госкорпорация Росатом объединяет около 400 предприятий — все гражданские компании атомной отрасли РФ, ядерный оружейный комплекс, НИИ и атомный ледокольный флот.

Предтечей госкорпорации стало Министерство среднего машиностроения СССР, созданное в 1953 году. Минсредмаш занимался разработкой ядерного оружия и исследованиями в области мирного атома. Спустя год после образования министерства в Обнинске запустили первую в Советском Союзе атомную электростанцию, созданную под руководством Игоря Курчатова. В 1989 году Минсредмаш объединили с Министерством атомной энергетики, а после распада СССР оно было преобразовано в Министерство по атомной энергии. В ведение последнего передали 80 процентов предприятий союзного ведомства, в том числе девять АЭС. В 2004 году на базе министерства создали Федеральное агентство по атомной энергии, трансформировавшееся в 2007-м в госкорпорацию.

В настоящее время Росатом занимает первое место в мире по числу одновременно сооружаемых АЭС за рубежом и второе — по генерации атомной электроэнергии, обеспечивает 36 процентов мирового рынка услуг по обогащению урана и 17 процентов — ядерного топлива. Электростанции Росатома вырабатывают треть потребляемой в России электроэнергии. В настоящее время в РФ сооружается восемь атомных станций, включая плавучую АЭС «Академик Ломоносов», столько же — за рубежом. В структурах Росатома работают около 250 тысяч человек. Выручка корпорации в 2014 году составила 618 миллиардов рублей, EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации) — 211 миллиардов, портфель заказов — более 100 миллиардов долларов.

4. «Уралвагонзавод»

Корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) — один из курпнейших в мире производителей танков. Выпускает и другую военную, железнодорожную и дорожно-строительную технику. Головное предприятие расположено в Нижнем Тагиле.

Завод строился в 1933-1937 годах, в том числе силами репрессированных — политзаключенных и спецпереселенцев, и изначально был рассчитан на выпуск железнодорожной техники. Первый вагон сошел с конвейера в 1936 году. До начала Великой Отечественной войны УВЗ выпустил более 35 тысяч вагонов.

В 1941 году предприятие в спешном порядке переоборудовали под производство танков. Из западной части страны сюда были эвакуированы 11 предприятий, включая Харьковский паровозостроительный завод. В военные годы на УВЗ не только собирали танки, но и катали самолетную броню, изготавливали авиабомбы. 25 тысяч — почти треть участвовавших в боях Великой Отечественной знаменитых Т-34 — собрано руками нижнетагильцев.

В послевоенные годы предприятие расширило линейку гражданской продукции и помимо вагонов и цистерн стало выпускать изделия для космической промышленности. В 1950-1960-е годы здесь были разработаны и выпускались танки Т-54, Т-55, Т-62, а в последующие годы Т-72 и Т-90, составляющие основу российских бронетанковых войск. В начале 2000-х танк Т-90 стал самым продаваемым в мире основным боевым танком (ОБТ).

На параде Победы 9 мая 2015 года был представлен новейший российский танк «Армата», испытания которого будут завершены в 2016-м. УВЗ неоднократно оказывался в сложном финансовом положении, исправлять которое приходилось вливаниями бюджетных средств, госгарантиями и увеличением объема госзаказа. Убыток корпорации за 2014 год составил 5 миллиардов рублей, выручка — 127 миллиардов.

Источник


Tags: Вооружение, Промышленность
Subscribe
promo a_tushin may 11, 2017 20:37 163
Buy for 10 tokens
Без мудреных подводок… френдмарафон. Добавлю всех, кто добавит меня . СК не важен.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments